КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

Развитие интеллекта ребенка

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Родительские запросы

Многие родители сегодня озабочены развитием интеллекта ребенка. Когда начинать обучение? Чему и как учить? Как условия в семье влияют на способности ребенка? Что может нарушить нормальный ход развития и как снизить риски? Правильно ли мы поступаем, разговаривая с ребенком по-взрослому/на двух языках сразу; предлагая ему самостоятельно осваивать мир/справляться с трудностями; обучая в 2-3 года чтению/счету;  окружая игрушками/мультфильмами?

Эти и многие другие вопросы=задачи мы попытаемся вместе рассмотреть в предлагаемой статье.

Многовекторный интеллект

Для начала определимся с термином «интеллект». Что же это такое?

Под словом «интеллект» обычно подразумевают способность человека к познанию и решению проблем, которая объединяет  восприятие, память, речь, мышление, воображение. В нынешнем развитии общественной мысли – наряду с популярным в прошлом веке ментальным интеллектом IQ  - используют термины EQ = эмоциональный интеллект, и BQ = телесный интеллект. Считается, что спортсмены, танцоры, циркачи максимально опираются на телесный разум и развивают его; политики, шоу-мены, лидеры, публичные люди используют эмоциональный мозг; технологи, программисты, экономисты, ученые эксплуатируют свою ментальную часть; успешные в бытовой жизни, общественные деятели, логисты, руководители  массовых проектов контрируются и растят социальный интеллект; наконец, люди творческие, креативные, создатели нового выбирают фокусироваться на виртуальном интеллекте.

Итак, интеллект – понятие многовекторное. Поэтому, развивать ребенка следует по разным направлениям и в разных режимах одновременно. Как подойти к такому развитию системно? Как снизить риски?

Здоровое развитие

Львовский семейный центр «Мацьопа» при подготовке педагогов раннего развития и в школе осознанного родительства «Полезные дети» использует прогрессивную методику Транскультурного Института Эволюции Сознания (ТИЭС).  Основной смысл этой методики – развивать интеллект ребенка:  а)последовательно, б)системно, в)учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Согласно взглядам эволюционной модели развития, ребенок сперва представляет собой телесный организм (сому, скопление клеток и тканей, которые функционируют соответственно внутренним программам роста и влиянию физических факторов окружения). Поэтому, основными механизмами влияния во внутриутробном  периоде и младенчестве будут телесно-ориентированные предложения родителей, а основными инструментами развития интеллекта – сотрудничество с физическим окружением ребенка.

Затем, в возрасте примерно трех лет (первичная самоидентификация и инициатива, «бунт самостоятельности»), эстафету в развитии принимает чувственность, и акцент в методике мудрые родители и системные педагоги переносят на эмоции: любопытство, агрессию, радость, печаль, уверенность и страх.

С  момента смены зубов (6-7 лет) можно уделить внимание целенаправленному, системному развитию технологичного мышления , индивидуальной (в противовес подражательной) речи, прогрессивной памяти.

С чего и как начать?

С внутриутробного возраста. Основной канал доступа к интеллекту ребенка – звук. Я предлагаю родителям а)звучать самим (можно и с текстом, но – главное – эмоционально, честно, громко и часто!) б)давать возможность малышу-космонавту слушать специально подобранную музыку (например, звуко-музыкальные упражнения Кирюшина) для развития образного восприятия, творческого воображения и соматической памяти.

Доказано, что ментальный интеллект детей, которые внутриутробно слушают обучающие музыкальные программы, в 6 раз выше сверстников, а эмоциональный интеллект малышей, которым родители пели-звучали во время беременности, позволяет им быть уверенными в себе, радостными, эмпатичными и контактными – что делает их безусловными лидерами среди сверстников, определяет целостность «Я уместен в моем мире», самостоятельность и инициативность.

Что делать на первом году жизни?

Уделять максимум внимания телу – своим телом и физическими телами в окружении. Усложнять и разнообразить предложения. Позволять приобрести эффективные: соматический ресурс, двигательные и адаптивные навыки.

Телесный интеллект  (BQ) эволюционно строится как а)соматический (отвечает за освоение ресурса: сытости, покоя, тепла, мягкости, комфортного контакта с родительским телом и окружающей средой), б)двигательный (регулирует потребность и нарабатывает навык движения: ползания, хождения, отталкивания, хватания, голосения, кусания) и в)адаптивный (обучает выживанию и расширению границ жизненного пространства за счет освоения экстремальных условий, знакомства с контрастами, покорения гравитации).

Поэтому, малышу до года будет важно получить насыщенный и многовариантный телесный контакт (слинг-шарф здесь вне конкуренции, плюс игровые массажи, совместный сон), познакомиться с разными температурами и средами (раннее плавание, закаливание), освоить гравитационное развитие (динамическую гимнастику, раннее скалолазание, катание на лошади), научиться удерживать то, что приятно - и отталкивать то, что опасно (пищу, предмет, человека).

Чем заниматься до трех лет?

Развивать эмоционально-статусный интеллект. Для этого задействовать музыку, играть в ролевые игры и «подражания», сочинять эмоциональные сказки, придавать значимость выражению любых эмоций (гнева,  эйфории, горя, скуки), радоваться успехам, инициативе, самостоятельно обретенным ценностям.

Эмоциональный интеллект в своем развитии проходит три последовательные стадии: а)исследовательский, б)статусный, в)ролевой. Любопытство, интерес к новому обучают ребенка выживать за счет «мелочей и слабости», формирования собственных ценностей в окружении, а также таких социально порицаемых качеств, как хитрость, ловкость, изворотливость, обман, воровство. Позиционирование себя в статусе «Я могу» (имею право, решаю) позволяет малышу провести границы между управляемым страхом и паникой, усвоить принципы управления миром, власти над людьми и предметами, взять ответственность за выживание в стае себе подобных. Освоение необходимого для развития набора  социально-угодных ролей дарит ребенку приоритет создавать собственные сюжеты, устраивать ритуалы, сочинять сказочную реальность.

Хорошо придумывать веселые семейные ритуалы, наполнять ребенка позитивной поддержкой его инициативы так же продолжительно, мягко и часто, как прикладывать к груди в младенчестве (сердце становится вместилищем чувств так же, как желудок – емкостью для молока. Заметьте, что мама питает все так же из области груди, хоть «пища» иная). Хорошо меняться местами в доминировании и подчинении («Ты сегодня проведешь маму домой, купишь продукты к ужину!»)

Хорошо играть с мячом, палкой, диском; кататься на лыжах, велосипеде, роликах; нырять в воду, лазить по деревьям, путешествовать в природу и подальше от дома. Хорошо задействовать максимально голос, мимику, жесты и развивать актерское мастерство, публичность через выступления на сцене в кругу дружески настроенной аудитории.

Как развивать от трех до семи?

Самым важным здесь будет акцент на технологии и целостности. Технологичная речь (вопросы, ответы, указания), целостные проекты самообслуживания (привести в порядок комнату, вымыть тело, навестить бабушку, познакомиться с животными в зоопарке, получить право участвовать в соревнованиях)

Ментальная стадия развития интеллекта состоит из трех ступеней: ритуальной, технологической и командной. Сперва ребенок осваивает последовательности (действий, слов, событий), просто повторяя их многократно и бездумно. Затем учится создавать собственные технологии для получения продукта-результата (бутерброда, похода в парк «к лошадкам», приобретения игрушки через общение с дедушкой, облачения в горнолыжный костюм). И, наконец, осваивает технологию выживания в группе сверстников – обучается доминировать и подчиняться, находить свое место, играть первую социальную роль, ставить цели и достигать результата вместе с другими (построить «базу» на дереве, развести костер зимой, добыть медь или чугун и получить деньги в металлосборе, навести переправу через овраг).

Родители помогут детям развиваться, если будут технологично произносить слово «СТОП» вместо «НЕЛЬЗЯ»,   «МОЯ вещь, ответственность, территория» вместо «положи, где взял, не твое дело, уйди», «ВНИМАНИЕ!» вместо «УПАДЕШЬ, ПОВРЕДИШЬСЯ», «КОГДА закончишь» вместо «ЕСЛИ закончишь»,  «ПРЕДПОЧИТАЮ» вместо «ДОЛЖЕН», «ВЫБИРАЮ» вместо «НАДО», «ФАНТАЗИРУЮ» вместо «ЗНАЮ». Ребенка поддержат фразы «ДАВАЙ ВМЕСТЕ», «Я В ТЕБЯ ВЕРЮ».

Хорошее развитие IQ обеспечивает фокусировка ребенка на инициативе, владении своей территорией, собственными предметами быта. Очень перспективно поощрение детей к общению с заинтересованными творческими взрослыми и активными сверстниками, которые научились эффективно выживать и достигать своих целей в социуме.

Перспектива: куда вырастут развитые дети?

Я часто слышу скептические идеи: дескать, вы разовьете детей – и что с ними будет потом? Мы не готовы предоставить им возможность для применения своих гениальных способностей!

Такие люди мыслят в рамках ментального интеллекта IQ и не подозревают, что этот разум – третий в списке необходимых для успеха способностей. Дети с развитым (красивым, здоровым, сильным, подвижным) телом, могучей созидательной энергией, приспособленные к экстремальным ситуациям, устойчивые к кризисам, яркими чувствами (собственного достоинства, любви к ближнему, сочувствия к несовершенным существам), эмоциональные лидеры (коммуникабельные, позитивно настроенные, всеобщие любимцы) гораздо легче – в сравнении с теми же несовершенными существами -  найдут себе дорогу к успеху в жизни.

Опыт древности и современности показывает: такие дети становятся счастливыми и эффективными благодаря внутренней целостности. Отдельно развитый IQ , как и ЕQ или ВQ способен предоставить личности разве что перекос  с вытекающими: недовольством, ущербностью, деструкцией. Дети с хорошо развитым многовекторным интеллектом непоколебимы и стремительны, и потому возглавляют самые перспективные направления человеческой деятельности в технологии, производстве, науке, культуре, обслуживании.

Что я сделаю для развития ребенка?

Вам решать! Можно пустить развитие на самотек (не худший вариант), можно прибегнуть к устаревшим системам типа «детсад» (где обучением процессора нового поколения і5 будет заниматься калькулятор или арифмометр выпуска 70-х годов прошлого века), и можно последовать предложениям эволюционной модели, изложенными в этой статье. В будущем предполагается более детально познакомить читателя с развитием отдельных свойств каждого интеллекта.

С любовью к будущему в глазах детей – Эзра Щебальский. (Основатель, ведущий тренер и методист СНЭП - авторской мастерской эволюционных технологий. Автор эволюционного направления в коучинге. Основатель и ведущий школы коучей "КОАН". Основатель "ФАРТ" - Фестиваля Авторских Развивающих Технологий. Автор проекта "СамСебеТренер" - серии аудиодисков для домашних тренировок. Методист и тренер "Мацьопа" - центра сопровождения семьи и раннего развития детей. Автор многочисленных методических решений и практических тренингов).


КУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАННЕГО РАЗВИТИЯ




ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016