КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Причины появления агрессии у детей могут быть са­мыми разными. Возникновению агрессивных качеств способ­ствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Психологами доказано, что в тех случаях, ког­да ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутству­ют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое вли­яние оказывает характер наказаний, которые обычно при­меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Науменко Елена, практикующий детский психолог, 
член Украинского союза психотерапевтов

 

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского что означает «нападение», «приступ». В психо­логическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное дест­руктивное поведение, противоречащее нормам и прави­лам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отри­цательные переживания, состояние напряженности, стра­ха, подавленности и т.п.)».

 

Исследования показали, что родители, резко подавляю­щие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, разви­вая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, ко­торая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем изве­стно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро на­чинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действо­вать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

 

Портрет агрессивного ребенка

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, гру­бого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его аг­рессия — это, прежде всего, отражение внутреннего диском­форта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, дети не вступят в драку».

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего доби­вается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточ­но богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Агрессивен ли Ваш ребенок?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддер­жке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «при­клеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, не состав­ляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разрабо­таны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности ребенка

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

С целью выявления агрессивности у ре­бенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.

 

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно стара­ется отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то пло­хое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решитель­ного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, же­лание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

 

Положительный ответ на каждое предложенное утвер­ждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

 

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и тол­каются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелатель­ное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как посту­пить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар до­вольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием отклик­нутся на предложение, и наше общение с ними станет бо­лее эффективным и приятным для обеих сторон. Часто дети просто повторяют поведение близких взрослых. Поэтому, дорогие родители, не забывайте золотое  правило: Начни с себя.

 

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что прояв­ление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возра­сте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабуш­ки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвер­нувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Как говорится: "Виновата кошка". Даже если мы очень постараемся и не подда­димся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и крика­ми. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматичес­ким проблемам: головным болям, желудочным и сердечно­сосудистым заболеваниям. К. Изард публикует кли­нические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических рас­стройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический ар­трит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гиперто­ния и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и ку­саться. Просто мы должны научиться сами и научить де­тей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными спо­собами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в ре­зультате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вер­бальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Психологи советуют, например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в кото­рой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безус­ловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомен­дует В. Оклендер. В своей книге «Окна в мир ребенка» она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольно­го возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение. Подходит такой способ и для подростков, и для взрослых.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоци­руя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуаци­ей ребенок, который боится по тем или иным причинам всту­пать в открытое противодействие, но, тем не менее, жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверст­ников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение ра­ботает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.

Безусловно, в данной ситуации можно было восполь­зоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок полу­чил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». На прошедшей недавно в Киеве выставке Украинской детской книги  мне довелось увидеть «Дразнилки для девчат», «Дразнилки для хлопцев». Почему бы нет? Это социально приемлемый способ проявления агрессии. Чем «лопаться от гнева», лучше подразнить обидчика приемлемыми словами с использованием нормативной лексики. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

В арсенале каждого психолога, безусловно, есть множе­ство способов работы с вербальными проявлениями гнева. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а пе­дагогу — беспрепятственно провести занятие может так на­зываемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Ста­канчик для криков», «Волшебная труба "Крик"» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик об­ратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом ос­тавляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

Однако далеко не всегда дети ограничива­ются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физичес­кой агрессией.

Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подуш­ки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швы­рять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользо­ваться ими в экстремальных ситуациях.

Ребенок может завести, например, «Листок гнева» Нарисовал «Чудо–юдо несчастное», а в момент наибольшего эмоционального напряжения смял, разорвал свое произведение. И все остались целы и невредимы.

Для снятия физического напря­жения ребенка подходят игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при жела­нии восстановить. Причем именно то, что ребенок по соб­ственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ре­бятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки в кабинете психолога, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается в нормальное эмоциональное состояние, мир восстанавливается.

Совместное рисование, лепка, игры – прекрасные способы снятия агрессии у детей. Этому можно научиться на различных тренингах для родителей, на консультациях у детского психолога или психотерапевта. Если у Вас нет такой возможности, советуем внимательно прочитать книгу К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать.» Там Вы узнаете о специальных играх на снятие агрессии и тревоги (Например «Камушек в ботинке», «Тух-тиби-дух» «Два барана», «Доброе животное» «Жужжа». Многие из этих игр мы описывали в предыдущих номерах журнала «Аленка и Сережка». Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

 

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». (Помните, мы уже не раз писали о «Я-высказываниях»). Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подоб­ной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

 

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным к нуждам и потребно­стям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ре­бенка, наказывать за конкретные поступ­ки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выраже­ния гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмо­ционального состояния и состояния окру­жающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ре­бенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в кон­фликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

 

Однако все перечисленные способы и приемы не при­ведут к положительным изменениям, если будут иметь ра­зовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, посто­янная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла «Как справляться с гне­вом ребенка». Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

                                                                   

                                                                   Науменко Елена, практикующий детский психолог, член Украинского союза психотерапевтов

Задать вопрос психологу можно по четвергам по телефону +380973767807. Пишите: lenanaum@ukr.net




ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016