КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

Что видят, слышат и чувствуют новорожденные

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Оказывается, новорожденные малыши видят, слышат и чувствуют намного больше, чем мы привыкли считать.

Несколько лет назад мир захватило модное увлечение - Тамагочи. Все вокруг, от дошкольников до боссов играли с электронными приборчиками, имитирующими поведение новорожденного крохи. В ответ на плач или писк полагалось нажатием кнопки покормить Тамагочи, сменить подгузник или уложить спать. По задумке изобретателей  играющий человек удовлетворял таким образом свою потребность заботиться о беспомощном, беззащитном детеныше. Энтузиазм, с которым люди поначалу принялись «нянчить» своих электронных детишек, угас очень быстро, популярность игрушек сошла на нет. Интуитивно чувствуя фальшь, публика вскоре забросила и перестала покупать «чудо-малышей».

Чем же отличается поведение живого ребенка от ложного алгоритма, заложенного в игрушку: «совсем маленькие детки лишь спят, едят, пачкают подгузники и плачут»? 
Кондрашова Татьяна, IBCLC, консультант АКЕВ

Время открытий Что мы на самом деле видим, когда держим на руках новорожденного ребенка? Ясный, пристальный взгляд, выражение сосредоточенного внимания на лице, богатую мимику, отражающую весь спектр человеческих эмоций. Мы любуемся улыбкой крохи, то мечтательной, то ироничной. Беспокоимся, когда слышим крики младенца, выражающие его подлинные чувства: боль, гнев, страх. Мы  смотрим на маленького человека, а он в это время тоже знакомится с нами, используя те же способы и те же чувства. Любые слова, обращенные к ребенку, вызывают ясно различимый эмоциональный отклик. 
Как странно, что вопреки очевидному, долгие годы люди повторяли: «Новорожденный в первые дни почти  ничего не чувствует». « Он пока еще нас не слышит». « Сначала он все видит в перевернутом виде». « Он плачет, чтобы развивать легкие». « Его улыбка ничего не значит, это рефлекторное сокращение мышц». Многие и сейчас верят в это.
 
К счастью для младенцев и их родителей, в последние десятилетия возник серьезный научный интерес к перинатальному периоду развития человека, появилось множество убедительных научных исследований, опровергающих прежние представления о разуме и чувствах новорожденных детей и открывающих  новые знания в этой области. Открытия, подтверждающие факт, что человек является в этот мир вовсе не глупым, примитивным и бесчувственным, имеют значение для каждого из нас. Не важно, имеем мы отношение к маленьким детям или нет, потому что в любом случае эти сведения ме¬няют наши представления о самих себе. 

Что они слышат. Обычные бытовые звуки, окружающие нас, здоровый новорожденный ребенок слышит так же хорошо, как  и мы, взрослые. А тихие и очень тихие звуковые колебания младенец способен различать гораздо лучше нас.
Слышать будущий малыш начинает около восем¬надцатой недели беременности. К двадцать восьмой неделе внимательные мамы уже отмечают явный эмоциональный отклик на различные звуки. Многие детки затихают, когда слышат что-то слишком громкое, тревожное или наоборот, начинают с энтузиазмом толкаться и возиться в ответ на ласковые мамины слова, приятную мелодию знакомой песенки. Еще не рожденный ребеночек способен не только слышать, но и откликаться доступными ему способами, так что к моменту рождения можно уже говорить о вполне налаженном взаимном контакте. 
Кроха, которому нет и нескольких часов от роду, оказывается, уже вполне опытный «слушатель». Больше всего таким малышам нравится слышать ласковые слова, обращенные к ним, когда источник звука находится прямо перед ними. Но, если какой-то звук слева или справа особенно заинтересовал ребенка, он безошибочно повернет головку в нужную сторону и попытается сфокусировать взгляд на источнике шума. Это, на вид совсем простое действие, возможно лишь при скоординированной работе сразу нескольких сенсорных систем: слуховой, зрительной и двигательной. 
Многие звуки младенец способен не только слышать, но и оценивать. Например, звуки плача. В ходе одного из экспериментов было показано, как новорожденные умеют улавливать разницу между реальным детским плачем и синтезированным  с помощью компьютерной программы. Малыши очень беспокоились, когда слышали настоящий плач, и явно сильно огорчались, если плакал ребенок одного с ними возраста. Трудно понять, как, не имея опыта, дети отличали имитацию от реального голоса сверстника. И еще более удивительно то сочувствие, которое демонстрировали совсем крошечные детки в ходе эксперимента. Такое поведение младенцев натолкнуло исследователей на мысль, что способность к сопереживанию скорее всего - врожденное человеческое качество, а не результат последующего воспитания.
Дети всего нескольких недель от роду участвовали в эксперименте, где речь человека на экране была озвучена «ошибочно». Закадровый текст то звучал асинхронно, с замедлением, то вовсе  не соответствовал движению губ говорившего. Малыши моментально теряли интерес и отворачивались от экрана, как только звук речи и артикуляция говорящего переставали совпадать. Ученые были удивлены: младенцы умеют читать по губам?
Еще более интересную закономерность выявили французские исследователи. Младенцы слушавшие в записи детскую сказку, демонстрировали явные признаки благожелательного  интереса и оживления. Когда запись прокручивали в обратном порядке, дети начинали беспокоиться и быстро переставали слушать. Все, кроме смысла, оставалось прежним: монотонный, напевный ритм, приятный голос диктора. Как дети отличали осмысленную речь от абракадабры, и почему для них важны эти различия, исследователям пока неясно. 
Дети интересуются новыми звуками, а к повторяющимся звукам они довольно быстро привыкают и перестают обращать на них внимание. Попробуйте в течение нескольких минут повторять вашему малышу любой слог. Например «фи». А теперь «ошибитесь» и с той же интонацией произнесите: «фе». Вы будете вознаграждены быстрым поворотом головки в вашу сторону и сосредоточенным заинтересованным взглядом. Разница между этими двумя фонемами едва различима даже для уха взрослого человека. Оказывается, грудные младенцы различают тончайшие нюансы неродных языков гораздо лучше, чем взрослые. Эта способность начинает постепенно снижаться после шестимесячного возраста и к трем годам практически нивелируется. Ученые видят прямую связь между такой высокой лингвистической восприимчивостью и легкостью, с которой дети осваивают иностранные языки в раннем возрасте. И еще это означает, что мы можем разговаривать с грудными детьми просто, по-человечески. Не надо произносить слова громко, медленно и с выражением. Оставайтесь собой, вас поймут.

Как они видят.
Человеческие дети рождаются зрячими, это всегда было очевидно. Однако еще не вышли из обращения учебники для будущих педиатров, где сказано, что новорожденный может различать лишь хаотичные световые пятна. Может быть, эта  путаница возникла из-за манеры большинства младенцев время от времени спать с приоткрытыми глазами? Как бы там ни было, за последнее время ученые открыли столько нового о детском зрении, что все прежние представления были полностью перечеркнуты. Теперь мы знаем, что новорожденные глядят на мир с интересом первопроходцев, быстро изучая и запоминая то, что они видят.
Выберите момент, когда ваш новорожденный кроха не спит и спокоен. Покажите ему нарисованную черным  маркером на белом листе рожицу. Начните медленно двигать  рисунок, и вы сможете увидеть,  как четко глаза маленького человека преследуют движущуюся цель. Два глаза хорошо скоординированы, визуальные движения целенаправленны. В возрасте четырех дней от рождения к движениям глаз добавятся движения головы, чтобы увеличить угол обзора. 
В ходе профессиональных научных исследований  зрительное  внимание крохи обычно подтверждается фиксацией движений глаз, расширения зрачков, задержки дыхания  во время визуального поиска. Оказалось, одни объекты нравятся маленьким зрителям больше, другие меньше. Дети предпочитают извилистые линии, яркие чистые краски, сложные узоры, объемные изображения. Но любимый объект для созерцания, несомненно, человеческие лица. Причем, фото реальных людей все малыши непостижимым способом отличают от самых качественных фотороботов. 
Младенцы, которым через несколько минут после рождения показывали наклеенные в ряд большие женские фотографии, безошибочно находили и начинали разглядывать изображения своих матерей. Как дети определяют мамино фото, пока непонятно, ведь не имея предшествующего опыта, невозможно сравнивать и выделять индивидуальное из общего ряда. Когда читала об этом исследовании, почему-то вспомнился мальчик из детской сказки «Марья Искусница». Как он вглядывался в ненастоящих Марьюшек, а потом с детской непосредственностью крикнул: «Вот моя мама!» И не ошибся. Правдивая сказка. 
Наблюдение за мамой для новорожденного может быть источником радости или печали. На четвертый-пятый день после родов попробуйте перед кормлением повязать косынку до бровей и марлевую повязку. Ребенок высосет молока меньше, чем обычно, будет вести себя беспокойно. А после довольно быстро уснет и проспит дольше обычного, как бы пытаясь ускользнуть от неприятной реальности, пряча голову в песок, на манер страусенка.
Так будет происходить только в том случае, если все эти дни новорожденный находился рядом с мамой. Ребенок, которого лишь приносили на кормление из отдельной палаты, отнесется к происходящему более равнодушно. Время сна и количество выпитого молока существенно не изменятся. 
Постоянно вглядываясь в мамино лицо, малыш тщательно исследует ее отношение  к текущим событиям, учится, как в зеркале, различать отголоски непонятных пока явлений. Он формирует свои ожидания, исходя из опыта взрослого человека, который о нем заботится. Так рождается доверие.
Примерно к двум месяцам ваша уже привычная зрительная связь сделает новый удивительный виток. Малыш продемонстрирует то, что физиологи называют «объединенный визуальный интерес». Мама рассматривает картинку на стене, ребенок следит за направлением ее взгляда, и вот уже маленький и взрослый вместе сосредоточились на предмете, который интересен обоим. Из всех видов, населяющих землю, на такое сложное действие способен только человек.

Что они умеют. 
Всегда предполагалось, что пройдет немало времени, пока беспомощный кроха сможет сам целенаправленно совершать простейшие физические действия. Покормить новорожденного означало вложить сосок в рот лежащему на спине ребенку и следить, как он глотает молоко. Обязательно при этом придерживать пальцем грудь напротив носика, «чтобы не задохнулся». 
На самом деле слегка проголодавшийся новорожденный, если устроить его вниз лицом на груди полулежащей мамы, прекрасно сам найдет дорогу к молочку. Поначалу, когда восхитительная способность малышей  самостоятельно находить и добывать молоко была только-только открыта, ее объяснили комплексной работой врожденных рефлексов. Рефлекс опоры и рефлекс спонтанного ползанья (оказалось, вовсе не бесполезный атавизм), помноженный на поисковый и сосательный рефлексы, вот и получается, что ребенок совершает сложные действия, двигаясь автоматически, как запрограммированная марионетка. Специалисты не могли прийти к единому мнению лишь по одному вопросу: ребенок определяет, где находится сосок с помощью зрения или нащупывает путь, используя кожные рецепторы, расположенные на щечках. Чтобы проверить это, детям прикрыли глаза повязкой и ограничили возможность прикасаться к маминой груди лицом. Младенцы нашли материнскую грудь чуть медленнее, но все так же безошибочно. Они начали ощупывать сосок и прокладывать свой маршрут с помощью целенаправленных движений рук. Заодно выяснилось, что новорожденные дети, получив возможность опираться животом на маму, лихо отталкиваются руками, чтобы повыше приподнять голову и разглядеть мамино лицо. Раньше считалось, что в таком раннем возрасте дети не способны осмысленно и целенаправленно действовать руками.
Положите бодрствующего, слегка проголодавшегося ребенка к себе на живот «кожа к коже». Поддерживайте спинку, а голову держать не надо, оставьте крохе возможность свободно двигать шеей. Некоторые детки продвигаются к ареоле постепенно, не отрывая щечку от груди, другие довольно высоко поднимают голову и совершают резкий бросок в сторону соска, зависит от характера и темперамента новорожденного человека. Подбодрите маленького и обязательно от души похвалите, когда он достигнет цели.
 Что они чувствуют 
Страшно подумать,- совсем не так давно при хирургических вмешательствах обезболивание новорожденным не полагалось. Считалось, что младенцы не обладают чувствительностью. С появлением в клиниках аппаратуры для мониторинга импульсов мозга эта позорная страница в истории медицины была поспешно и без лишнего шума закрыта. А вот режим, принятый в роддомах с тех пор практически не поменялся. Новорожденных встречает резкий свет, слишком низкая температура воздуха,  бесцеремонное обращение и, нередко, разлука с мамой. С чувствами новорожденного ребенка считаться не принято, его эмоциональный комфорт, его человеческое достоинство никого особенно не заботит. Таких маленьких пока  не считают личностями, их права ограничены. По сути, маленькие дети это последний большой класс людей на Земле, сознательно подвергающийся дискриминации.  Слишком категорично? Давайте вспомним, что для того, чтобы принудительно разлучить пятилетнего ребенка с матерью, обществу требуются очень серьезные основания, официально это можно сделать только по решению суда. Новорожденного, особенно если он родился больным или недоношенным, отправляют в отдельную палату без тени сомнения. С чего бы ему страдать из-за отсутствия матери, он же пока ничего не чувствует.
Часто люди старшего поколения заявляют : «С нами не церемонились, и ничего, все выросли нормальными уважаемыми  людьми». Ни разу не слышала: «Мы выросли счастливыми».  «Нормальными», и точка- попробуй поспорь.  
Стереотип, описывающий развитие человеческой личности «от простого к сложному», к сожалению, мешает многим медикам, психологам, да и родителям осознать, что многие эмоциональные и поведенческие реакции у детей сразу начинаются как сложные. Существует большое количество убедительных новых исследований, свидетельствующих о наличии у младенцев не только чувств и  эмоций, но и конкретных, неоспоримых признаков личности. Крошечное существо вполне по-человечески любит и страдает, радуется и печалится. Значит, с самого начала надо обращаться с малышом как с равным, только нежнее и бережнее. Не отдавайте кроху в чужие руки в первые часы после рождения, жалейте его, когда он плачет, обнимайте его, кормите его грудью. И не слушайте, если вам скажут, что ребенка с первых дней надо держать в строгости, а то он сядет родителям на шею. Это неправда, не сядет.  Близкие человеческие связи обязательно многократно и щедро окупаются.

В статье использованы материалы из книги D. Chamberlain The Mind for Your Newborn Baby.
Кондрашова Татьяна, IBCLC, консультант АКЕВ
Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", декабрь 2011



ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016