КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

ПРАКТИЧЕСКОЕ АППЕТИТНОЕ РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Светлана РОЙЗ
Памятка - инструкция по восПИТАНИЮ детенка 
(ссылка на авторство обязательна)

 
Почему многих родителей волнует тема питания? Потому что еда – это одна из наших базовых потребностей. Потому что когда-то, когда наш ребенок был совсем карапузом, от того, как он ел, как прибавлял в весе - зависел вердикт докторов – здоров-не здоров. Потому что наше подсознание знает – что отношение к еде – это отношение к жизни. Потому что…. в нашем родительском детстве у наших мам-пап и бабушек-дедушек, возможно, переживших  голодные времена, с едой было связанно много тревог – и тема еды была ОЧЕНЬ важна. Намного важнее, чем иногда, забота о наших чувствах.  И, конечно, же потому что все мы хотим для своих разновозрастных деток самого лучшего :-)
 
Когда-то давно на консультацию пришла мама с сыном со странным запросом: «загипнотизируйте его – он не есть мясо». Я, на удивление семейства, попросила сына показать мне свои зубы. И одновременно попросила маму, чтобы она провела языком по зубам своей  верхней челюсти. Спросила ее:
 – у вас есть клыки?
Она сказала – да, конечно. Еще какие.
- а как вы думаете, у вашего сына есть?
- ну а как же?
Мальчик обнажил верхние зубы – а клыков-то и нет. Абсолютно ровные зубки.
- как вы думаете, а зачем человеку клыки? Для того, чтобы  рвать мясо. Видите, вегетарианство обусловлено у вашего сына природой. И если мы будем заставлять его есть мясо – мы будем идти против его природы.

Итак, у каждого из нас свои, иногда странные, физиологические настройки. Которые важно учитывать. И принимать.  
 
 
Современное поколение деток, для которых придумано множество разных ненаучных, но очень красивых названий  – обладают удивительной природной  чувствительностью. В том числе и к продуктам, которые для них полезны и важны. И к количеству, и к режиму еды. Если мы не сбили эти изначальные настройки (редко они остаются в неприкосновенности до 7 лет), малыш чувствует что, как, когда и сколько ему есть. В моей практике была встреча с ребенком, который вдруг перестал кушать – только пил воду. Родители паниковали. Педиатры осматривали и с удивлением говорили – все в норме. Ребенок был бодр, активен, развивался, как положено малышу его возраста. Но не ел. Оказалось, что это было время Поста. (родители не придерживались традиций и вообще забыли о том, что тогда было «постное» существование). Ребенок выдержал свою часть Поста и очень мягко, как по книгам, вышел из голода.   
Мы учимся доверять чувствительности ребенка, при этом внимательно наблюдая и  контролируя его самочувствие вместе с докторами
Мы помним, что существуют природные ритмы. Понаблюдайте – во время фазы убывающей луны ребенок  будет кушать меньше, во время фазы растущей луны – намного больше. 
 
Я часто на семинарах рассказываю историю о том, как пыталась приучить своего сына к яблокам. :-) я же грамотная мама – я же знаю, что ребенка правильнее кормить продуктами, которые растут в наших широтах. И когда ребенок чего-то не ест, я же знаю, как можно привлечь его внимание к чему-то. :-) Например, мотивируя сынишку есть яблоки, я и кораблики делала, и шашлыки яблочные готовила, и фигурки разные вырезала – пока не оказалось, что у него аллергия на яблоки и вообще он их не переваривает :-)
Иногда ребенок не ест тех продуктов, которые не в состоянии переварить. Детки с ферментопатией поджелудочной железы могут отказываться от овощей и фруктов. Они просто не переваривают растительную клетчатку.
Детки с дисбалансом той же поджелудочной железы и желчного пузыря – могут не есть в любом виде укропа или различн специй. Что удивляет и иногда злит родителей. 
Дети с гипер-обонятельной чувствительностью могут определять продукты – носом – и отказываться от продуктов, которые для нас-взрослых совершенно адекватно пахнут, со словами – «воняет. Не буду». Поверьте, это не каприз. Обонятельная сверхчувствительность – это один из признаков ярко-проявленных интуитивных способностей. Когда-то в наше древнее еще животное прошлое, обонятельный анализатор у нас появился первым – и служил для нашей животной безопасности. и многие до сих пор так активно им и пользуются . (сверх-обонятельная чувствительность тоже, кстати, говорит о такой же чувствительности поджелужочной железы)  
Если наш ребенок есть только макароны, сладости и всевозможные булки и плюшки  – т.е. быстрые углеводы – все при том же - при дисбалансе поджелудочной железы. (много пишу именно о поджелудочной железе – современное поколение детей иногда так и называют поколение «поджелудочной железы» из-за все учащающихся сложностей с ней.) Такой ребенок может быть суетлив и тревожен. Часто ему ставят модный диагноз СДВГ. Ему часто не хватает заземления-устойчивости. Часто может упираться стопами в родителей или забрасывать на них ноги, когда укладывается спать, может драться и топать ножками. С таким ребенком:
1. укрепляем поджелудочную железу с педиатрами-гастроэнтерологами, гомеопатами, нутрициологами.
2. делаем все, что поможет ему быть в большем контакте с телом – любая физ-нагрузка-разгрузка. Ему хорошо прыгать на батуте (там упор на ножки). Танцевать, бегать и проч.
3. Занимаемся лепкой из глины-теста, рисованием на песке, делаем мешочек-подушку-куклу, набивая ее гречкой (на такой подушке полезно спать, ее можно обнимать, мять и проч :-)) .
4. Помним, кстати, что лечение СДВГ сопровождает диета с низким содержанием глюкозы. Заменяем химические сладости на растительные.
5. мы помним, что при гильминтозе (глистах) проявляются изменения  пищевого поведения. Т.е. ребенок то кушает и кушает много, то жалуется на тошноту и вообще перестает есть.  
 
+ ну и мы, конечно, помним, что то, что полезно и вкусно для нас, может быть не так полезно и так вкусно для ребенка. 
 
Когда мой сын стал активно затягивать меня в Макдональдс и проч не оч планируемые мной места, я ему рассказала о древней теории еды.
О том, что еда бывает РЕЗОНИРУЮЩЕЙ и ЗОВУЩЕЙЗовущая еда - это та еда, которая манит нас из рекламы, которая привлекает нас только тогда, когда мы с ней в контакте – она нас зовет – ароматом, картинкой, видом у кого-то на тарелке, статусностью цены, красотой названия  и проч. А резонирующая – это та еда, которую мы можем в этот момент и не видеть, она может быть совсем непривлекательна, она может быть совсем проста и однообразна. Но она в резонансе с нашим телом и она почему-то возникает перед глазами, если мы себе зададим вопрос – ЧТО СЕЙЧАС ДЛЯ МОЕГО ТЕЛА ПОЛЕЗНО? 
Когда мы ребенку даем «взрослую» информацию о том, из чего состоит наше тело, о том, что ему нужны белки-жиры-углеводы, о том, что то- что, мы едим и как мы едим – превращается в то, как мы живем, о том, что есть резонирующая еда и зовущая еда – он учится брать ответственность за свой выбор. Это может сработать не сразу. Но отложится обязательно…. После этого разговора сын мне сказал… «да, я все понимаю… но сейчас так хочется чего-то «зовущего» :-) и мы договорились, что в макдональдс ходим раз в несколько месяцев. Время от времени я задаю ему вопрос – а что это съедобное сейчас у тебя в руках – зовущее или резонирующее?
Конечно,  выбирая «правильные» продукты, мы не забываем о радости. И иногда так полезно и радостно съесть такую неполезную сладкую вату из нашего с вами детства :-) 
 
НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Для многих из нас еда напрямую связанна с проявлением любви. Такой себе – язык любви через кулинарную заботу. И когда наши близкие не кушают наши кулинарные творения, наше подсознание ошибочно интерпретирует – «он не ест, то, что я приготовила, значит меня не любит. Но я же так старалась. Если любит, то должен»… что будет чувствовать ребенок (муж, жена, внук), если внутри нас все это бродит? – вину. И из чувства вины он будет либо сопротивляться… либо кушать – но совсем не то, не когда и не столько  -сколько ему сейчас нужно. Давайте будем стараться разделять еду, и то, что с ней связанно, и нашу человеческую нужность и самооценку.    
 
Есть такой волшебный гормон окситоцин – гормон привязанности, нежности, отношений… успокоения и обезболивания, кстати. Так вот ученые выяснили, что он активно  вырабатывается во время семейных трапез. Чем чаще вся семья собирается вместе за столом – тем крепче отношения, тем больше близости, тем больше ощущения безопасности, тем лучше кушают детки.    
 
Еда – это базовая потребность любого здорового организма. Если человечек или взрослый человек чувствует себя в безопасности и здоров – он будет кушать. 
Помним - Ребенок ест только там, где ему безопасно. И это, кстати, один из признаков адаптации к садику – если малыш начинает кушать и ходить в туалет в садике, даже если он нам говорит – «я туда не пойду» – и наше родительское сердце готово прекратить эксперимент с социализацией - адаптация уже свершилась :-)
Если  ребенок не кушает – ищем причину в первую очередь либо в стрессе, либо в нездоровье.
После стресса ребенок либо набросится на еду, либо какое-то время есть не сможет. Важно:  Помыть ручки-снять напряжение; положить на солнечное сплетение вашу теплую руку или бутылку с теплой водой; представить вместе с ребенком в солнечном сплетении - солнышко – теплое – желтое. Дать немного попить воды. (через 20 минут можно будет кушать)  
 
Помните, мы уже говорили о чувствительности детей? Они безошибочно чувствуют все наши «эмоциональные кнопки». И нажимают на них регулярно. Задача – держать кнопку под осознанным контролем. КОМУ НУЖНО ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЕЛ? Если это потребность и желание мамы, а не ребенка, то малыш маленький (после 9 мес) или Малыш взрослый – до ….лет начнет манипулировать темой еды. И спровоцирует маму на перекусы между приемами пищи, на то, чтобы купить те продукты, которые мама и не собиралась покупать, на то, чтобы во время еды поиграть наконец папиным телефоном, посмотреть побольше мультиков (пока мама быстро подносит ложки к маленькому рту), или собрать всю семью у стола для собственного увеселения….
Итак – если ребенок чувствует, что маму очень волнует тема еды – он обязательно будет с этим что-то делать. Стараемся всеми силами на протяжении недели выпустить из фокуса внимания «эту» тему. Или снизить ее важность. РЕБЕНОК САМ ДОЛЖЕН ЗАХОТЕТЬ КУШАТЬ. Иначе, это-так и останется маминым желанием. 
 
Любой ребенок старается оправдать родительские ожидания. И если мы на него одеваем ярлычки – малоежка, худенький, толстый, жадина, обжора. – эти слова-посылы начинают работать как программа – сценарий, из которого очень сложно выбраться.  
 
Идем к столу
Иногда мы зовем чадо к трапезе, нервничаем, несколько раз подогреваем еду, а оно так и не приходит. А мы с вами помним, что питание и воспитание очень дружат. В этом случае нам вновь важно вспомнить о своей устойчивости и последовательности. Помните, в театре 3 звонка приглашают зрителей в зал? После третьего звонка в некоторых театрах могут на спектакль и не пустить. Попробуйте у вас в семействе установить такое правило… но… будьте готовы ему следовать (иногда одного раза не допуска к столу, хватает)
 
Мы помним, что ребенок в день слышит огромное количество слов. Которым уже иногда сопротивляется, которые вытесняет, «закрывая ушки». Есть больше шансов быть услышанными - если  ребенка к столу зовет «нечеловеческий голос» –тот сигнал, о котором договорились в семействе -  колокольчик, рында, будильник, трещетка и проч…
 *  Если подходит «питательное» время, а ребенок очень увлечен игрой. Нам важно проявить уважение к его миру. Ведь он пока умеет находиться полностью в настоящем, и он всем своим существом сейчас в игре. Представьте, он сейчас глубоко под водой или далеко на облаке – и все ваши слова слышит оооочень отдаленнноооооо. И реакция его будет ооооооченннннь замедленнооооой.  Предупредите ребенка заранее,о том,  через 5 минут – будет готов обед. Мягко прикоснитесь к нему (возможно, к месту поддержки между лопатками), чтобы он потихоньку возвращался в реальность. Убедитесь, что он вас услышал. Через пять минут, будем надеяться, дите будет готово к трапезе. (иногда важно спросить – сколько тебе нужно времени, чтобы закончить игру. Я могу тебе дать 5-7 минут)
 
Во время кризиса трех лет. В период строптивости и упрямства. Когда ребенок сказал НЕТ! НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! Помним, что, даже если он  уже давно кушать хочет, но сказал маме-папе-няне-бабушке – «нет»- он будет держаться до последнего. «пацан сказал – пацан сделал». И не потому, что плохой, и не потому, что его плохо воспитывают, и не потому, что не любит. Просто так вызревает его взрослеющее Я . какой у нас есть взрослый секрет:  Слово «НЕТ» он сказал маме, а не кукле, машинке и проч. Если ребенка позовет кушать – фея, курочка ряба, кукла – ей-то ребенок ничего не говорил. «Я» и самооценка не пострадает. И на зов игрушки ребенок может пойти к столу :-). 
  
Ребенок ест долго.
Иногда причина необычна, но совсем проста – Если ребенок не достает до пола ножками- он не может сконцентрироваться на одной задаче и постоянно отвлекается.  Поставьте под ножки детки табуретку. Чем заземленнее и устойчивее ногам, тем больше концентрации на действии. 
 
Иногда для ребенка это единственная возможность побыть целиком с мамой-папой. Возможно, ребенок затягивает время еды, добиваясь вашего «отдельного» от других членов семейства, внимания. Запланируйте перед едой игру, прогулку, что-то чтобы ребенку дало понять – я с тобой. И понаблюдайте. (хотя нужно помнить, чтобы привычка=стереотип поведения) изменился -  нужно около 30 раз другой реакции и другого поведения (не в один прием пищи, конечно) :-)
 
МАНИПУЛЯЦИИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Когда мы начинаем трансформацию манипуляций – нам необходимо сделать большой вдох из последовательности, спокойствия  и бесстрастия. :-)  (можно из пузырька вдохнуть-выдохнуть левой ноздрей, закрыв правую, настойку валерианы) 
Иногда у ребенка сформирован сценарий – мама меня, как следует, уговорит, потом пожурит, а потом сама покормит. включаем спокойствие, изобретательность и… меняем сценарий (игры во время еды в самом конце главы)
Изо всех сил стараемся НЕ КОРМИТЬ ДЕТЕЙ, которые умеют и уже по возрасту должны были бы есть сами. Иногда мы, торопясь, экономим время - таким способом пытаемся ускорить само действо, иногда заботимся о своих силах и чистоте стола, кухни, одежды… но – кормя уже практически самостоятельных деток мы закрепляем у них внутри роль – «ты маленький. И маленьким быть выгодно». Тормозим развитие моторики. И не даем сформироваться нужным межполушарным связям – т.е. мешаем гармоничному развитию мозга. 
При манипуляции – «хочу-не хочу. Буду - это, нет, не это.» 
Применяем еще один секретный ход – «Выбор без выбора» – ты будешь яйцо или овсянку? Ты будешь кашу с маслом или с сыром (при этом у нас легко доступно и готово все предлогаемое)
Оговариваем заранее меню. 
Стараемся быть последовательными. Если уже произнесли – есть только «это». То держимся из всех родительских сил.
 
Ребенок ест мало – дали буде
 
Ребенок ест много – дали буде
 
Ребенок не хочет жевать – дали буде
 
Ребенок все время оставляет еду на тарелке –дали буде
 
Ребенок на диете – дали буде
 
Секретики:
Оранжевый и желтый цвета ускоряют обменные процессы и вызывают аппетит – чтобы стимулировать кушательное желание - закупаем оранжевые и желтые тарелки, скатерки и салфетки
Если малыш берет ложку в левую руку – наблюдаем  - не радуемся и не пугаемся. Помним, что левшество – это норма. Помним, что ведущая рука будет определена только к 4 годам. Возможно, учим малыша есть и правой, и левой ручкой
Во время болезни ребенку полезнее поспать, чем поесть.
Секрет для «единственного» ребенка в семье  – единственный ребенок привык к тому, что весь мир для него. Что ему не нужно ни с кем делить – еду, игрушки, внимание. Для того, чтобы в будущем его жена или ее муж не упрекали в эгоизме из-за того, что тот все съедает, не задумываясь об окружающих – учим делиться конфетами и заботится о других.
Когда ребенок пытается поделиться – изо всех родительско-бабушкиных сил стараемся  не говорить « нет, оставь себе». В следующий раз ведь может и не предложить, думая – все равно откажутся.
 
Игры во время еды: 
Зачем кушать? Как зачем? Машинки заправляются бензином – и мы на заправке. А налейте ка мне полный бак супа!
Игра – «кушаем качества». Смотрим в тарелку. Видим продукты. :-) берем первую букву продукта и присваиваем  какое-то качество, начинающееся с этой буквы. Например, в супе – картошка. Первая буква «К» - КРАСОТА. Морковь – «М» - мудрость, Брокколи – Богатство…ребенки радуются.. ищут…. Узнают новые качества… и кушают :-)
Сделать из еды красоту – кушать приятно, когда на тарелке что-то «этакое».
Выкладывать из сухих продуктов мандалы, узоры, 
в каше-пюре провести ложкой следы. Машин, тракторов, танков, нарисовать буквочки – ведь так заодно можно и буквы учить..:-)
Покормить маму-бабушку-няню. :-) И забота-равитие попечительского инстинкта. И развитие моторики. И ощущение себя взрослым.
Положить на дно тарелки съедобный сюрприз. Только когда откроется донышко, можно будет разглядеть.
Особенно со строптивыми детками и детками – малоежками. Играть в ресторан (написать меню, накрыть на стол…)
Купите новую тарелочку с рисунком на дне и вилку. Или пусть будут разные в наборе, чтобы ребенок мог угадать, а что же там под едой сегодня
  
Кушать подано – для взрослых:  еда - как диагностика, тренинг, терапия.
По тому, как человек кушает, можно судить о том, как он живет. Ведь прием пищи, это и прием информации, и «прием» контактов, и прием энергии…. Кто-то ест все время одну и ту же пищу (и не пытается что-то менять в своем бытии), кто-то всеяден и ест все, что бы ему не дали без разбору (и так де принимает в себя весь информационный мусор пространства, не включая здоровую критичность), кто-то ест только то, что дорого; кто-то ест еду по-дешевле; Кто-то пробует все время новое, кто-то ест то, что у другого на тарелке, кто-то накладывает себе все время больше, чем сможет съесть, кто-то все время кладет меньше. Кто-то все время оставляет на тарелке кусочек…. Как кушаете вы? :-)
 
Приятного аппетита Ребенкам и Ребенковедам
Светлана Ройз, детский-семейный психолог , автор книг «Волшебная палочка для родителей», «Где живет Ангел», мама, немного доктор, едок и немного кулинар :-)



ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016