КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

Дети – «ураганчики» или гипердинамический синдром

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Все чаще и чаще на прием к детскому психологу приходят обеспокоенные родители, выясняя, что такое «гипердинамический синдром», «гиперактивность», ММД. Давайте спокойно разберемся, что же это такое и как помочь и взрослым, и детям.

Проявления гиперактивности - дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления синдрома гиперактивности окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пиками психоречевого развития: в 1—2 года, когда закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивается словарный запас, и в 6—7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. (Приблизительно на 5 гиперативных мальчиков – 1 девочка). Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно необходима в периоды возрастных кризисов одного года, трех и семи лет. А к семи годам ребенок, как правило, поступает в школу. Вот и получается «два в одном»: внутренние проблемы гиперактивного ребенка усугубляются мощным внешним стрессом – поступлением в первый класс.

Что такое гиперактивность?

Науменко Елена, практикующий детский психолог.

«Гипер...» —(от греч. Нурег—над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».

Внешние проявления гиперактивности: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые яркие проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Возможные причины гиперактивности:

1 пренатальная патология, т. е. токсикоз, наличие хронических и инфекционных заболеваний у мамы в период беременности, курение, несовместимость ребенка и матери по резус – фактору, попытки прерывания беременности, угроза выкидыша, нежеланная беременность.

2 осложнения во время родов (преждевременные, слишком затянувшиеся или «скоростные» роды, неправильное положение плода, внутренние кровоизлияния и пр.)

3 психосоциальные причины: стиль семейного воспитания, наличие постоянных конфликтов в семье.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. К сожалению, уровень психологической культуры в нашем обществе таков, что мамы не только не предупреждают педагогов об особенностях развития ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, но часто и скрывают наличие неврологических и других диагнозов, тем самым включая «мину замедленного действия»: ребенок не получает вовремя необходимую психологическую и медицинскую помощь, родители тратят массу времени, сил и нервных клеток на обуздание «ребенка – урагана», обвиняют себя, учителей, бабушек, нянь, общество и бог знает кого еще… в том, что «никакой управы нет на этого хулигана!». Не понимают, что наша исконная «попустительская» политика: «Авось перерастет…» или «Сейчас все дети такие неуправляемые…» не приносит хорошие плоды, и не «перерастает» к подростковому возрасту, а приносит много огорчений, слез и проблем.

Я разделяю мнение многих моих коллег о том, что «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Помочь ребенку – «ураганчику» справиться с проблемами могут взрослые, если они не обвиняют в проблеме друг друга, а действуют профессионально и сообща. Речь идет о совместной работе родителей, психологов, врачей, воспитателей, учителей.

Важно помнить взрослым, что гиперактивный ребенок ведет себя «плохо» не из «вредности», и не потому, что не хочет, а потому, что не может: его физиологи­ческие возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а часто становятся источниками новых конфликтов. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается Главное, чтобы помощь была оказана вовремя. Детский сад, а еще больше начальная школа, как лакмусовая бумажка проявляют гиперактивных деток, делая жизнь их, мягко скажем, не очень комфортной. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Портрет гиперактивного ребенка

Это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают до­полнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и ро­няют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов»).

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Критерии гиперактивности:

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.Испытывает трудности в организации.

5.Часто теряет вещи.

6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1.Постоянно ерзает.

2.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2.Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4.Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других —нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, гиперактивен.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

 

Признаки импульсивности (анкета)

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3.Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4.Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6.Часто чувствуется, что ему все надоело.

7.Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8.Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9.Нередко отвлекается на занятиях.

10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11.Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.Может нагрубить родителям, воспитателю.

13.Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15.Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16.В играх не подчиняется общим правилам.

17.Горячиться во время разговора, часто повышает голос.

18.Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19.Любит организовывать и предводительствовать.

20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 - о средней,1—6 баллов -о низкой.

Как помочь гиперактивному ребенку

Таким детям часто эмоциональное внимание важнее медицинского ухода; от взрослых дети ждут спокойствия в сочетании с дружелюбием и твердостью в воспитании. Важно воспитывать в детях навыки управления гневом.

Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один с взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. Когда детям уделяют внимание, слушают их, они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, симптомы гиперактивности сводятся до минимума. Ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком, делают спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его желаний.

В работе с гиперактивными детьми психологи используют три основных направления:

1.развитие дефицитарных (недостающих) функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2.отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3 обучение способам контроля проявлений гнева.

При подборе игр, особенно подвижных, учитывают такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение долго подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, заострять внимание на деталях. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включают таких детей в коллективную работу поэтапно.

Гиперактивным детям в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви. Часто психологи проводят с родителями гиперактивных детей групповые занятия, чтобы показать, как лучше вводить правила, как реагировать на проявления импульсивности, т.е. просто учат родителей правильно общаться с их любимым ребенком –«ураганчиком».

Скорая помощь для родителей

Прежде всего, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, поймите и запомните, пожалуйста, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, на котором родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок,будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Ваши эмоции захлестнут его и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро схватывают информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования и увеличение учебных нагрузок часто ведутк переутомлению, капризам и полному отказу от учебы.

Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и смышленый ребенок очень быстро начинает манипулировать взрослыми. А поскольку гиперактивному ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная обратная связь от взрослого, в этом случае нежелательное поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, отчего страдает его самооценка. Надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что неискренняя незаслуженная похвала недопустима. Все дети, а особенно гиперактивные (и, соответственно, особо чувствительные), быстро раскусят вас и перестанут вам доверять.

Помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что, если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться правильно давать ему инструкции. Психологи советуют делать это так. Прежде всего, указания должны быть немногословными (не более 10 слов). В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички и т. д.), надо помнить, что запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций. (Здесь можно привести аналогию из юридической практики: снижение преступности обеспечивает не строгость наказания, а его неизбежность.) В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания за конкретный проступок, а неожиданной «эмоциональной бури» со стороны взрослого. Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей и отношения между ребенком и родителями ухудшатся.

Правила общения с гиперактивным ребенком

В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, в силу своей импульсивности, скорее всего тут же отреагирует на такой запрет непослушанием либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему подвижную игру.

Импульсивность мешает гиперактивному ребенкупо первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключаем телевизор. Хорошо?» Чтобы не вызвать направленную на вас агрессию ребенка, лучше, если об истечении этих десяти минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которойшла речь выше.

Соблюдение дома четкого распорядка дня — ещеодно из важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

 

В работе с гиперактивным ребенком неоценимуюпомощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность. Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – Ваше спокойствие и чувство юмора. В журнале «Аленка и Сережка» №10 за октябрь 2006 в статье «Гиперактивный ребенок» приведены специальные упражнения и игры для детей. Полезную информацию и поддержку получат родители из книги психолога Е.В.Мурашовой « Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы.

Пробуйте, пишите нам, обращайтесь за советом к профессионалам. Помните: дорогу осилит идущий. Здоровья и радости Вам и Вашим семьям.

 

Задать вопрос психологу можно по четвергам по телефону 0973767807.
Пишите:
lenanaum@ukr.net




ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016