КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

Зачатие с точки зрения перинатальной психологии

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Одна из восточных философий передает знания о том, что ребенок сам выбирает себе родителей. Чем более здоровы физически и спокойны психологически будущие родители, тем больше вероятность, что самый здоровый и психологически приспособленный ребенок будет развиваться в таком родительском союзе. С обычной точки зрения, а не с точки зрения философских идей, чем здоровее родители и чем психологически более подготовлены и гармоничны в своем союзе, тем больше шансов у ребенка родиться, и родиться здоровым.

Каждая семья на определенном этапе своего существования подходит к моменту принятия ответственного решения – зачать ребенка, быть или не быть новой жизни. И на сегодняшний день все больше пар подходят к этому все более сознательно, и начинают готовиться к новому этапу в своей жизни. Кроме подготовки с медицинской точки зрения все чаще принимается во внимание готовность психологическая.

 

 

 

Любовь, сексуальность, здоровье – вот слова, которые только наш западный аналитический ум может считать отдельными предметами.

Мишель Оден

 

 

 

 

Наталья МОВЧАН, перинатальный психолог, инструктор подготовки к родам, консультант по грудному вскармливанию ( АКЕВ),

арт-терапевт, г. Киев

 

 

Подготовку женщины и семьи в целом нужно начинать заранее: для кого-то понадобится пару месяцев, другим нужны будут пару лет.

 

Семье следует обратить внимание на следующие вопросы:

- зачем мы хотим родить ребенка?

- зачем он придет в нашу семью?

- что можем мы ему дать?

- какое место в моем будущем занимает ребенок?

- как изменится моя жизнь после рождения ребенка?

- как изменится жизнь семьи?

- каким родителем я буду?

- люблю ли я своего партнера?

- люблю ли я своего ребенка?

Ответив на эти вопросы, пара может увидеть уровень своей готовности к началу осуществления большого и важного события в их жизни.

 

Психология зачатия — одна из наиболее сложных и мало исследованных областей современной науки.

 

Подготовка человека к зачатию его детей начинается с момента его появления на свет. Человек, родившись, и даже еще внутриутробно, получает опыт отношения к себе, к семье, к миру от своих родителей. Позже, столкнувшись с социальными нормами, он может осознать и переосмыслить полученный в ходе воспитания опыт, а значит, и изменить свое родительство.

 

Проведенные ряд исследований на выявление уровня готовности современной женщины к зачатию и материнству говорят о том, что в среднем процент высокого уровня психологической готовности к материнству составляет около 25%. Многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Отсюда корни страхов и неуверенности. Если добавить неготовность к ответственности и множество проблем в отношениях между супругами, социально-политические аспекты, то проблема готовности к родительству оказывается достаточно большой.

 

Что такое зачатие?

С точки зрения анатомии и физиологии – это готовность двух клеток (по одной: из организма мужчины и женщины) к соединению и дальнейшему развитию в виде одного жизнеспособного организма.

 

 «Оплодотворение может произойти, только если половые клетки – сперма и яйца – развиваются до созревания. Требуется удовлетворение многих условий, прежде чем яйцо и сперма могут встретиться и слиться, включая состав спермы и шеечной слизи и действие гладкой мускулатуры матки и фаллопиевых труб. Затем матка должна быть способной к принятию яйца. В-третьих, гены отца и матери должны быть совместимыми, чтобы новый организм мог выжить.

Тело матери должно быть способным выносить этот росток в её утробе и обеспечивать благоприятные условия, так, чтобы плацента и плод могли достичь идеальной ступени зрелости» - так описывает зачатие Мишель Оден.

 

             Женская половая система состоит из непосредственно половых органов (матка, шейка матки, маточные трубы, яичники), молочных желез, некоторых отделов головного мозга и эндокринных желез, регулирующих работу половых органов.

             Основной функцией женской половой системы является репродуктивная функция. Это значит, что зачатие нового организма и его вынашивание происходит в организме женщины. Эта функция выполняется путем взаимодействия нескольких органов, относящихся к женской половой системе. Это взаимодействие обеспечивает гормональная регуляция. Именно эта регуляция является главным звеном в реализации репродуктивной функции женского организма.

               Железа гипофиз, располагающаяся в головном мозге, является одним из высших отделов гормональной регуляции во всех внутренних органах и системах в организме человека. Гипофиз выделяет гормоны, регулирующие работу других эндокринных желез – половых желез, щитовидной железы, надпочечников. Также гипофиз выделяет ряд гормонов, которые регулируют работу – половых органов, мочевыделительной системы, молочной железы, костной системы.

           Кроме этого, работу половой системы женщины регулируют гормоны, выделяемые другими эндокринными железами: гормоны щитовидной железы, гормоны надпочечников. Нарушение функции данных эндокринных желез приводит к нарушению работы репродуктивной системы и соответственно к бесплодию.

             В организме женщины каждый месяц происходит изменение слизистой оболочки матки (менструальный цикл) и изменение в яичниках: созревание фолликула, овуляция и образование желтого тела.

             При отсутствии оплодотворения возникает отторжение слизистой оболочки матки – менструация. Вместе с менструацией происходит созревание первичных фолликулов - новый менструальный цикл.

 

Отсутствие проблем на каждом из участков этой длинной цепочки в результате дает возможность женщине зачать ребенка. Конечно же, при наличии мужчины, готового поделиться своим генетическим материалом – спермой. Мужчина также должен быть здоров с точки зрения физиологии его репродуктивных органов.

 

Какое отношение к этому процессу имеет психология?

Поскольку все в человеке взаимосвязано, то нерешенные психологические проблемы, психологическая незрелость, неготовность, присутствие психологических травм имеют влияние на работу репродуктивных органов и всей гормональной системы человека.

Существует отдельное направление в психологии, которое занимается вопросами психосоматических проблем человека. Психосоматика – направление, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Тело – это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворённости, можем помочь телу избавиться от многих проблем и заболеваний. Также и терапия психического состояния влияет на тело.

 

Любая жизненная ситуация находит отражение в 4 плоскостях: телесном, духовном, интеллектуальном и социальном.

Зачатие с точки зрения телесного уровня – это здоровый организм, это медицинское обследование, это нормальное питание, полноценный отдых, сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, и прочие телесные факторы.

С точки зрения интеллектуального уровня – знание о том, как происходит половой акт, зачатие, полученный в ходе жизни багаж знаний о родительстве, сбор необходимой информации, которая поможет повысить уровень знаний о появлении ребенка на свет и всевозможных воспитательных процессах (чтение книг, журналов, просмотр видео материалов, получение специального образования и т.д.).

Социальный уровень – это полученный и получаемый опыт родительства из социума: родители, родственники, друзья, знакомые и т.д. Их одобрение, поддержка, ожидания или наоборот, отталкивание, недопонимание, преграды. Сюда же относятся различные юридические факторы, принятые социальные, исторические, культурные и религиозные нормы.

Духовный уровень – готовность и зрелость личности, ее ценности, вера, духовное развитие.

 

В каждом уровне есть место мотиву иметь или не иметь детей, быть или не быть родителем.

 

Для зачатия, с точки зрения психологической готовности, нужна взрослая личность.

Имеет значение то, как взрослеет будущий родитель. Начиная с отношения к нему еще в период его личного внутриутробного развития – насколько осознанным было родительство его собственных мамы и отца. Речь идет в большей степени об этапе взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе (или теми, кто заменил ее роль -  носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия.

Далее следует этап ролевых игр со сверстниками: сюжетно-ролевые игры с куклами, дочки-матери во всем их разнообразии. Возможность в игре побыть родителем, примерить различные варианты этой роли.

В вопросе воспитания ребенка стоит поднимать вопрос формирования его родительской сферы. Не забывать о ролевых играх с куклами, как для девочек, так и для мальчиков. Допускать к заботе о своих младших братьях, сестрах. Уважать период полового созревания и показывать достойный пример родительства. Поддерживать желание готовится к семейной жизни, а после к зачатию, к осознанному родительству, к пониманию своей родительской роли.

 

Следующий - этап  «няньчания». На этом этапе происходит формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, происходит закладывание  “потребности в материнстве” (Г.Г. Филиппова). Этот этап  имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с ребенком, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

Этап различия материнской и половой сферы – очередной этап в развитии женщины, за которым следует этап беременности, родов и собственно этап материнства – взаимодействие со своим ребенком.

Задача психолога провести диагностику содержания и онтогенеза родительской сферы, диагностику формирования материнской сферы, потребности в материнстве, готовности к родительству, и провести при необходимости терапию внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекцию родительской сферы и детско-родительских отношений, гармонизацию детско-родительских отношений.

 

Один из важных факторов – совместимость женщины и мужчины. Есть ряд исследований подтверждающих, что именно женщина выбирает отца своих детей из большого числа мужчин, которых встречает в своей жизни. Иными словами – выбор за самкой: генетический набор для ее будущего потомства она выбирает сама. Здоровье, рост, вес, национальность, возраст, социальный и материальный уровни и т.д. Если на уровне подсознания женщина принимает своего мужа с точки зрения генетической совместимости – зачатие состоится. Если же она живет с мыслью о разводе, то речь идет уже не столько о подготовке к зачатию, сколько о семейной терапии и решении семейного конфликта.

 

При подготовке к зачатию также требуется терапия после утрат: аборты, невынашивания беременности, смерть ребенка – непрожитое состояние горя откладывает свой отпечаток и требует определенной терапии, как для женщины, так и для мужчины.

 

Проблема зачатия нежеланных или незапланированных детей – еще одна сфера деятельности перинатального психолога. Отдельные работы, посвященные проблеме рождения нежеланных детей, выявили взаимосвязь между здоровьем ребенка и желанием/не желанием родителей родить этого ребенка. Это в свою очередь откладывает отпечаток на их последующее родительство.

 

Отдельное место занимает изучение вопроса суррогатного материнства – психологические особенности такого рода зачатия и его влияние, как на суррогатную мать, так и на ребенка, зачатого и рожденного таким образом.

 

Работа с бесплодием психогенного характера.

Бесплодием страдают многие пары во всем мире. Считают, что около 14% супружеских пар сталкиваются с проблемами бесплодия; при пересчете на общее количество популяции получается около 50 – 80 млн. человек. Количество новых бесплодных супружеских пар возрастает ежегодно на 2 млн.

 

Бесплодным браком считается отсутствие беременности после 12 месяцев регулярной половой жизни без предохранения. Срок в 12 месяцев определен статистически: у 30% здоровых пар беременность наступает в течение трех месяцев совместной половой жизни, у 60% - в течение семи месяцев, а у оставшихся 10% пар беременность наступает через 11-12 месяцев. Поэтому год считается достаточным сроком для оценки фертильности пары.

Выделяют четыре формы бесплодия: женское бесплодие, мужское бесплодие, сочетанное и "необъяснимое" бесплодие.

Высока вероятность влияния психосоматических факторов при каждой форме бесплодия, а то, что врачи называют «необъяснимым бесплодием» - чаще всего есть так называемое психогенное бесплодие.

При работе с бесплодием важно найти причину неготовности быть родителем, и даже нежелание (осознанное или неосознаваемое): затянувшаяся сепарация с родителем, незрелость личности, влияние непрожитых возрастных кризисов, психологические травмы различного характера, непринятие партнера в роли родителя своему ребенку и т.д.

Достаточно часто ребенок выступает лишь объектом для достижения выбранной цели, а это мешает развитию родительской функции и созреванию родительской доминанты. Целью может быть все что угодно, начиная с «пора родить, вон, уже все подруги с детьми», «потом поздно будет рожать, воспитывать», «я директор, мне по статусу уже и детей не помешало бы иметь», «порадую родителей, давно уже внука просят», и заканчивая «рожу, чтоб семью сохранить, чтобы муж не ушел». Не говоря уже о материальной заинтересованности в выплатах от государства на рождение каждого ребенка.

 

Уровень современной медицины вырос на столько, что на сегодняшний день мало кто помнит про существование естественного отбора. Поэтому с каждым годом все сложнее процесс зачатия новой жизни рассматривать с точки зрения естественного процесса.

Высокий процент детей рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий – искусственное оплодотворение, использование донорских сперматозоидов и яйцеклеток, гормональная стимуляции и т.д., при этом слишком низкий уровень исследований о дальнейшей динамике их развития до появления потомства. Видимо это еще одна новая веточка перинатальной психологии, требующая глубоких исследований. Кроме того, очень редко кто понимает, что вероятность зачатия в цикле ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение – то, что называют оплодотворением в пробирке) не выше, чем в обычном естественном цикле, около 25-30%. Естественный цикл – это когда нет вмешательства никакими препаратами и медицинскими манипуляциями.  Значит, не научился еще человек быть волшебником и творцом. Многие медики говорят о том, что сами мало знают о том, что происходит на самом деле в так называемом «неестественном цикле» - когда производится гормональная атака на организм женщины с целью увеличить количество созревших яйцеклеток, или поддержать необходимый для вынашивания беременности уровень гормонов в ее теле. Нет уверенности в том, что на самом деле играет ведущую роль в зачатии – процедуры, препараты или все же некая высшая сила. С точки зрения психологии в этих процедурах и манипуляциях происходит  разделение ответственности родителя (или обоих) еще с кем-то, в данном случае с медициной. Если ответственность принята, то зачатие происходит без помощи пробирок и микроскопов.

 

Не на последнем месте эмоциональная сторона общения между партнерами. Чем больше спонтанности, открытости, любви и нежности – принятия, тем выше вероятность продления рода в данной паре. Недаром процесс зачатия так сложно вписать в табличные нормы и четкие числовые границы. Расслабленность женского организма и доверие к партнеру тесно связаны с  возможностью принять и сохранить оплодотворенную яйцеклетку в своей матке, выносить и родить ребенка. Именно поэтому так важна гармония в отношениях между будущими родителями.

 

Что можно считать положительным результатом терапии и подготовки к зачатию?

Прежде всего, психолог не лечит, психолог сопровождает клиента в его личной истории, поддерживает. Результат терапии совершенно не возможно предсказать и запланировать, так как выбор всегда за клиентом – он сам несет ответственность за свою жизнь. Если мы говорим о зачатии – то за три жизни: два родителя и ребенок.

 Что нужно, чтобы стать родителем? Женщине необходимо осознать себя женщиной, самкой, взрослой, готовой защитить и воспитать свое потомство. Осознанная готовность быть родителем. Понимание своей родительской роли. Принятие партнера.

 

Для примера, два случая из практики.

  1. Обратилась женщина, 26 лет, 5 лет в браке, попытки забеременеть продолжаются 2 года. В истории – киста яичника, периодические воспаления придатков. Многочисленные обращения к врачам, анализы, УЗИ, лечение.

Отношения с мужем с ее слов, ровные, спокойные. Характер ожидания беременности – больше терпеливый, чем тревожный.

Запрос к психологу: «Хочу забеременеть. Чувствую, что проблема во мне. Помогите разобраться, что мешает стать мамой».

 

В ходе первой  сессии была проведена диагностика с помощью проекционных рисуночных работ «Я и моя мама», «Я - растение», «Я - животное».

На первом рисунке изображены: взрослая женщина и девочка, которая держит маму за руку. Подняли вопрос о сепарации. Подтверждение инфантильности находим в рисунке животного, изображен котенок, без имени.

Часто при диагнозе бесплодие женщины изображают себя в виде детенышей или даже в виде особей мужского пола, что особенно четко отражается в имени, например – «Это кот Васька». Далее необходима работа с сепарацией и осознанием взросления, женского начала и т.д.

На рисунке растения – вьюночек, без корня, без опоры. В таких ситуациях чаще всего можно продолжить работу в двух направлениях: пользуясь методами телесно-ориентированной терапии или арт-терапии.

Работая с рисунком следует укрепить, укоренить растение. В ходе дальнейшей терапии с помощью серии рисунков было «выращено» плодоносящее дерево – яблоня.

Ответы на вопрос «Зачем мне ребенок?» менялись с каждой встречей.

На одной из встреч была использована методика «горячие стулья» (техника гештальт-терапии) - разговор с маткой. Женщина проговорила все накопившиеся обиды и понимание собственной неготовности к беременности. Более того, понимание того, что нет желания рожать от мужа.

И лишь к пятой встрече клиентка сообщила, что они собираются разводиться, а ребенок – «последний шанс» сохранить семью. На этой же консультации она призналась, что последние полтора года встречается с другим мужчиной, влюблена и получает в сексе с ним удовольствие какого давно не испытывала с мужем. Такие ситуации встречаются: женщины не всегда связывают диагноз бесплодие и наличие в своей жизни другого мужчины, кроме мужа. Сама суть конфликта им не понятна. Организм ждет ребенка от одного мужчины. А «голова» - интеллект, от другого.

Через год, эта клиентка вышла замуж во второй раз. По гинекологии – здорова. Зреют с мужем к принятию решения о том, чтобы стать родителями.

 

  1. Эта история о женщине 30 лет. Второй брак. В прошлом была прерванная беременность. Причина аборта – ранняя, незапланированная беременность от случайной связи. Муж об этом не знает. Страх, что история откроется, и  в то же время понимание, что доверие ей самой очень нужно.

Запрос: «Хочу быть мамой, хочу родить ребенка от своего любимого мужа, потому что чувствую – во мне много пространства, много любви, я хочу ее разделить с малышом, я хочу научиться быть мамой. Во мне много вины за аборт, до сих пор плачу. Чувствую вину перед мужем, хочу решиться рассказать ему все, боюсь его реакции и не знаю какие подобрать слова.»

 

В ходе терапии пройдены этапы: проживание горя утраты нерожденного ребенка (методы арт-терапии, и библиотерапии), ресурсная терапия, проживание чувства вины, осознание ответственности за произошедшее в прошлом событие. Работа со страхом – оказалось, что страх относился не к тому, что муж не поймет молчания и не простит, а страх того, что не захочет своим детям «такую мать». 

На четвертой встрече пришел муж и запрос уже был сформулирован от семьи: «Мы хотим детей. Что нам нужно знать о себе? Как готовится к родительству.»

Были проведены еще две встречи. В ходе терапии использованы методики арт-терапии, работа с внутренним ребенком мужчины и женщины, коллаж «Наша семья», отдельные коллажи «Я - родитель» и совместный «Наше родительство», упражнения на гармонизацию отношений, медитативные практики.  Были запланированы еще встречи через два месяца.

Когда подошло время очередной консультации, она уже проходила в русле работы «психология беременности», женщина была на восьмой неделе беременности. Родители прошли подготовку к партнерским родам. В этой семье родилась девочка.

 

Это лишь две истории из практики перинатального психолога. Ситуации бывают очень разные. Суть подготовки к зачатию в том, что ребенок идет в семью, к мужчине и к женщине – вот эти три фактора и нужны: нужна семья, нужен мужчина и нужна женщина.

С точки зрения многих философских течений душа ребенка, выбрав родителей готова долго ждать удобного часа для появления на свет. Каждая пара, которая зреет для родительства, проходит свой путь, а в результате подготовки дарит зрелое, осознанное родительство своим внукам и правнукам.




ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016